haydamak: (Default)
haydamak ([personal profile] haydamak) wrote2023-02-25 03:27 pm

Почему я перестал обращаться к россиянам на тему войны

А смысл? Времени было вдосталь, все уже определились.

Условно говоря, россиян по фактору отношения к войне можно разделить на три группы - сторонники, противники и те, что между.



Андрей Мовчан хорошо растасовал:

Мораль сторонников войны – мораль банды, примитивной группы – предполагает стремление быть на стороне силы вне зависимости от того, что это за сила, удовольствие от подчинения и унижения других, полное отсутствие эмпатии по отношению к выходящим за рамки самого ближнего круга.
Понятия благородства, честности, доброты в ней отсутствуют, проявление их у других воспринимается как слабость, отсылка к ним – как хитрость.
Понятие чести соответствует успешности продвижения в иерархии.
Если что-то мучает носителей этой морали, то это злоба. Они поддерживают власть в России, потому что власть – сила, и потому что она удовлетворяет их жажду насилия ради самоутверждения. Их не волнуют аргументы, пропаганда для них – лишь привычный способ вранья, сокрытия собственных мотивов, в ней они видят свое родство с властью.

Вторая мораль – мораль маленького человека – предполагает стремление устраниться от конфликта. В основе этой морали уверенность, что от ее носителя всё равно ничего не зависит кроме комфорта его самого и его ближнего круга.
Маленькие люди верят в благородство, честность и доброту и практикуют их – кроме случаев, когда это может им навредить; их сравнительно легко заставить поступиться принципами под угрозой личной безопасности или потери комфорта – и крайне легко заставить замолчать, не мешать, устраниться.
Они раз за разом выбирают «притвориться мертвым» и только в крайнем случае «бежать» - но почти никогда «бороться» - маленькие люди в этой ситуации оставляют жертву бороться в одиночку – они же всё равно ничего не могут сделать.
Как оказалось в России подавляющее большинство является носителями этой морали. Если что-то мучает носителей этой морали, то это страх. Они поддерживают власть, потому что иначе их маленький мирок будет в опасности.

Третья мораль – это мораль, условно приписываемая современному человеку.
Она предполагает неприятие насилия, активное проявление эмпатии по отношению к самому широкому кругу людей, стремление к сотрудничеству, благородство, честность и доброту как безусловные ценности.
Носители этой морали, разумеется, совершают и плохие поступки (люди не ангелы), но они четко понимают, что поступили плохо.
Если что-то мучает носителей этой морали, то это совесть.


Здесь и ответ.
Со сторонниками войны всё ясно - с ними не договориться, им ничего не доказать, просто потому, что им этого не надо.
Они хотят крови, чтобы самоутвердиться. Мучаются они лишь от того, что ошиблись в выборе стороны. Что проигрывают, и озлобленность им в этом не помогает.

С противниками войны ясно также - им не надо ничего доказывать, потому как они, по меткому выражению советского диссидента, поступают из соображений, чтобы им не было тошно смотреть на себя в зеркало по утрам.

А что касается колеблющихся, болтающихся - они испытывают страх, они трусливые, и оттого действенной силы не представляют.
И дело даже не в том, что на словах они могут быть милыми, и даже вполне искренне относиться с симпатией - дело в том, что при малейшей опасности, в том числе самонадуманной, они предадут и отрекутся.
А кроме того - они как флюгер, поворачиваются по ветру. Куда ветер - туда дым.
Они не являются действующими лицами пьесы. Их влияние крайне мало. Они не субъект.
Зачем бороться за влияние среди тех, кто не влияет на ситуацию и субъектом не является?
Правильно, низачем.

Почему я некоторое время пытался это делать? Ну, потому что я живой человек, и был наивен.
Для меня трудно было вместить в сознание, что люди, которых я считал умными и образованными, прозорливыми и сострадательными, оказались на деле просто трусами, жизнью которых управляет страх.
А страх, очередной раз сошлюсь на Туве Янссон - "страх - яд, заставляющий сердце человека сжиматься и терять связь с жизнью тех, кто обитает на земле".

Категория этих боящихся - она, как выше сформулировано, в целом сама по себе не злодейская, этим людям больше нравится совершать хорошие поступки, нежели дурные, им просто хочется принадлежать большинству и ощущать хоть какую общность.
Если в целом царит атмосфера созидательная - такие люди являются вполне законопослушными обывателями, солью земли.
Плохо то, что когда царит растление и деградация, эти безвольные люди, боясь осуждения группы, присоединяются уже к деструктивному.

Но сами по себе они не решают.
Судьбу мира решает не большинство - судьбу решает меньшинство, а обыватель просто присоседивается к победителю.
Многие из них, особенно в первые дни войны, успели сильно запачкаться, на волне наркотического опьянения щедро раздавая лайки всем кровожадным, антигуманистическим призывам - распространяемым, понятно, идейными сторонниками - которых самих по себе, кстати, не так уж и много, они просто шумные.
Многие делали это из страха. Из страха, что их маленькому мирку угрожает стихия - и стратегией может быть присоединение к тем, кто является силой.
Когда вектор в обществе повернется - все эти люди переобуются также. И будут утверждать, что они всегда были против войны. Причем многие из них себя в этом искренне убедят.
И когда я покажу им скрины всей той гадости, что они говорили в первые месяцы войны, они мне скажут, что это фейк, и они такого не писали, я - не я, лошадь не моя.

Но то лирика, а возвращаясь к сути - нет нужды бороться за голоса и мнения этих людей. У них нет голоса и мнения. То, что они считают за свое мнение - это то, что им расскажут те, кто сегодня считается субъективно силой.

[identity profile] dmytro gavryushenko (from livejournal.com) 2023-03-11 07:38 pm (UTC)(link)
Вы абсолютно не понимаете ситуацию в Украине.

'выведут войска да еще и Крым отдадут' — прелесть, в церковном смысле.

[identity profile] dmytro gavryushenko (from livejournal.com) 2023-03-11 07:39 pm (UTC)(link)
Как что? На России уже иконы со Стремоусовым рисуют.

[identity profile] grekodonbasslon.livejournal.com 2023-04-23 06:11 pm (UTC)(link)
Позиция озвученная Неспартаком почти дословно воспроизводит позицию многих жителей Донбасса и других частей Востока Украины, которые ненавидят обе стороны конфликта. И в Мариуполе и в Донецке и в Харькове таких хватает. Это самые несчастные люди, они предпочли бы жить либо в Новороссии либо в Беларуси, но приходится выбирать между РФ и Украиной. При том что и Украина и Россия прекрасные страны, у обоих был шанс на развитие, но этот шанс похоронен тем что Украине критически нужна Россия и наоборот, поэтому даже сейчас войны ведутся странные.

[identity profile] grekodonbasslon.livejournal.com 2023-04-23 06:23 pm (UTC)(link)
Да в России была сравнительно слабая ностальгия по СССР. Вот где она была сильна так на Востоке Украины, поскольку там много заводов позакрывалось и люди были смешанные русско-украинцы им мучительно давалось как мысль что Россия заграница, так и новые образы Украины бездумно насаждавшиеся. Я уверен что война произошла бы и без участия России, слишком высок был градус ненависти в обществе. А вот почему Россия в это ввязалась как слон в посулной лавке это для меня загадка. То ли неадекватность элит, то ли ещё что-то.

[identity profile] haydamak.livejournal.com 2023-04-23 08:33 pm (UTC)(link)
Позиция "оставьте меня в покое"? Понятная позиция. Но что поделать, есть силы, которые сильнее нас.
И как бы кто-то ни хотел в Новороссию, которой не существует, или в Беларусь, которую представляют по лживым агиткам официальной пропаганды, но не представляют в реалии - это не имеет значения. Мы живем не в фантазии, а здесь и сейчас. И здесь и сейчас хуёво, не спорю.
Не я это устроил, но мне в том числе это расхлебывать.

[identity profile] haydamak.livejournal.com 2023-04-23 08:44 pm (UTC)(link)
Не буду с вами спорить, потому как я с Донбасса уехал давно, а вы, насколько я понимаю, остались, но вся эта ностальгия по СССР была глубоко, как по мне, искусственной. Подогреваемой.
В 2012 году Донецк был одним из самых лакомых городов. При всех перекосах, но в регионе крутились деньги.
Я сам смешанный русско-украинец - я не понимаю ни одного повода, по которому реально можно воевать.

[identity profile] kneiphof.livejournal.com 2023-04-25 12:54 pm (UTC)(link)
Вот, самая отвратительная позиция, с которой мне доводилось сталкиваться, это как раз "Зря начали, но раз уж начали, то нужно идти до конца!" Честно, мне эта позиция даже противнее позиции искренних сторонников войны. Человек, который считает, что "зря начали, но нужно идти до конца" по сути признает, что война несправедливая, но при этом считает нужным ее продолжать. Мол, "терять нам уже нечего (хуже не будет), а так вдруг чего-то еще отвоюем". Не отвоюете. И хуже будет. Сейчас ситуация, как в фильме "Интерстеллар", где один час на поверхности планеты равен году на орбите - один день войны откладывает нормализацию России в будущем на... не знаю. Может, неделю. Может, месяц. Может, год.

[identity profile] kneiphof.livejournal.com 2023-04-25 01:01 pm (UTC)(link)
Есть такое выражение, no Hitler - no Holocaust. Фрустрация и ресентимент в Германии после ПМВ, конечно, были - но тем фактом, что он принял такие зверские формы, как геноцид евреев, история все-таки обязана Гитлеру, который был зациклен на еврейском вопросе. Это, конечно, не снимает ответственности с немцев в целом - но в то же время именно Гитлер всю нацию в ад.

Так и в России. Фрустрация от утраты величия в какой-то степени была (не у всех), но именно путинская власть очень целенаправленно её культивировала (хотя началось еще со "Старых песен о главном"). И именно Путин, зацикленный на украинском вопросе, принял решение о начале войны. Что не снимает ответственности с россиян. Всех.

[identity profile] dmitriy0479.livejournal.com 2023-06-16 02:13 am (UTC)(link)
Спасибо за пост, и за комментарии, и да, я сачек

Page 9 of 9